Академик РАН Николай Герасименко: «Законопроект позволит ограничить вал неконтролируемых сокращений медицинских организаций»

Академик РАН Николай Герасименко: «Законопроект позволит ограничить вал неконтролируемых сокращений медицинских организаций»

Николай Федорович Герасименко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья. Фото Олега Кирюшкина.
Николай Федорович Герасименко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья. Фото Олега Кирюшкина.

Пресс-конференция, прошедшая в пресс-центре «Парламентской газеты», была посвящена законопроекту «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций).

В обсуждении приняли участие академик РАН, член Комитета Госдумы по охране здоровья Н.Ф. Герасименко – один из инициаторов законопроекта; заслуженный врач РФ, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Н.В. Говорин; заслуженный врач РФ, член Комитета Госдумы по охране здоровья Ю.В. Кобзев; депутат Мосгордумы, главный врач городской поликлиники №220 В.Р. Шастина.

«Законопроект крайне важен, крайне нужен, – отметил Николай Герасименко, – он устанавливает особый порядок ликвидации и реорганизации учреждений здравоохранения, в том числе являющихся единственными в сельских населенных пунктах. При территориальном органе здравоохранения создается трехсторонняя комиссия из представителей учредителя медицинской организации (департамента или министерства здравоохранения), депутатов местного и областного законодательных собраний и членов медицинских ассоциаций. Помимо этого путем общественного обсуждения обязательно будет выяснено и учтено мнение жителей данного населенного пункта. Закон принят в первом чтении, подготовлен ко второму. Самое главное – он позволит ограничить вал неконтролируемых сокращений медицинских организаций первого уровня».

Тему продолжил Николай Говорин. «Нужно установить общественный контроль не только за ликвидацией, но и за реорганизацией медучреждений, когда под сокращение подпадают их структурные подразделения. Ведь если медпомощь уходит из села – следом уезжают люди. В наших селах и так на сегодняшний день осталось всего 37 млн человек, – сказал он. – Сейчас доработка поправок ко второму чтению закончена. И я надеюсь, мы сможем поставить под контроль сокращение лечебных учреждений в сельской местности».

Свое мнение по данному вопросу высказал и Юрий Кобзев: «С людьми мало говорят, и они вынуждены питаться слухами. Я сомневаюсь, что в отдаленной больнице будет эффективно функционировать современная эндоскопическая служба: местные доктора не имеют достаточной практики, тем более неотложной. Но когда речь идет о закрытии в такой больнице операционной, с людьми надо встречаться. Руководитель здравоохранения региона в этом случае должен брать на себя ответственность, обеспечивая доступность медпомощи, к примеру, за счет достаточного количества машин скорой, чтобы люди всегда могли доезжать до межтерриториального центра».

Законопроект целиком поддержала Вера Шастина. «Я также считаю, – сказала она, – что надо разговаривать с людьми. Лишать население сел и отдаленных районов врачей, фельдшерско-акушерских пунктов нельзя еще и потому, в законе записано, что наша медицина – профилактическая. А мы сейчас в основном предлагаем куративную, то есть лечебную помощь – люди обращаются в больницу, когда уже «гром грянул». Мы должны сделать все, чтобы медицина стала превентивной, чтобы у жителей была возможность прививаться, чтобы врачи или средний медперсонал беседовали с ними о тех факторах риска, которые существуют в их жизни из-за имеющихся заболеваний. Все это невозможно без наличия первичной медико-санитарной помощи на местах».