Александр Солонин: будущее частного сектора здравоохранения в нашей стране связано с повышением его роли

Александр Солонин: будущее частного сектора здравоохранения в нашей стране связано с повышением его роли

Александр Солонин: будущее частного сектора здравоохранения в нашей стране связано с повышением его ролиИнститут частной медицины уже стал полноценным участником системы российского здравоохранения. Согласно недавнему опросу, проведенному НИУ «Высшая школа экономики», 65% россиян пользуются услугами частной медицины, рассматривая это как достойную альтернативу государственным медицинским услугам. О том, как сделать частную медицину более доступной, не растеряв при этом преимущества, мы беседуем с генеральным директором СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александром Солониным – участником форума «Российская неделя здравоохранения-2016».

– Александр Владиславович, какие меры для повышения доступности частных медицинских услуг наиболее перспективны?

– На мой взгляд, это расширение участия медицинских организаций негосударственного сектора в рамках программы ОМС. И здесь наиболее эффективный инструмент, от которого должны выиграть все граждане России, – прозрачный для общества ответ на вопрос: сколько стоит в конечном счете медицинская помощь или медицинская услуга для населения в медицинской организации. Граждане, которые платят взносы в фонд ОМС (более 1,5 трлн рублей), которые обращаются за платными медицинскими услугами (более 600 млрд рублей), которые тратят в аптеках более 400 млрд рублей в год, имеют полное право выбора эффективной медицинской организации. Если расчеты показывают, что дешевле и эффективнее получить услугу в негосударственной клинике, то очевидно, что необходимо использовать этот механизм, а государству – прямая выгода в его поддержке и реализации.

– Какими могут быть формы применения такого механизма?

– Например, открытие центров врачей общей практики частной формы собственности, где, например, отсутствуют платные медицинские услуги. Или софинансирование медицинской помощи, когда пациент доплачивает сверх тарифа ОМС цену услуги в выбранной частной клинике. Также важную роль играет успешная реализация проектов государственно-частного партнерства, где, как правило, не только экономится время на строительство и запуск нового объекта здравоохранения или направления медицинской деятельности, но и конечные показатели экономической эффективности значительно выше.

– Что сдерживает развитие частной медицины, а что помогает ее развитию?

– Государство изначально заинтересовано в запланированном результате при минимизации финансовых затрат (в нашем случае это – получение населением качественной и доступной медицинской помощи), а бизнес – в расширении своего участия в отрасли здравоохранения. На мой взгляд, проблемы, сдерживающие развитие негосударственного сектора, связаны, прежде всего, с противоречиями в системе управления и регулирования отрасли здравоохранения, а также затянувшимися реформами. До сих пор у нас несбалансированная модель системы здравоохранения, которая функционирует при наличии большого количества проблем.

Поэтому множество перспективных предложений по изменению в системе здравоохранения могут иметь совершенно непредсказуемый, как положительный, так и отрицательный результат. К сожалению, во многом это зависит не только от самого предлагаемого изменения, но и от текущей ситуации в регионе, от людей, которые участвуют в процессе изменений и, главное, от их реальных и декларируемых интересов. Если государство готово активно поддерживать участие частной медицины в программах ОМС, а это так и есть, то необходимо ежегодное публичное обсуждение результатов дорожной карты и Стратегии развития до 2030 года как на региональном, так и на федеральном уровнях.

– Каковы основные преимущества медицинских услуг негосударственного сектора?

– Преимущества отмечаются не только экспертами медицинского бизнеса, но и представителями медицинского сообщества государственных организаций. Так, эксперты приводят примеры, что после появления частных клиник, где уровень сервиса изначально был выше, чем в государственных медицинских организациях, через некоторое время в государственных уровень сервиса также значительно вырос. Срабатывают факторы влияния: борьба за пациента и просто копирование технологической модели-образца – как можно лучше работать.

Но частная медицина – это локомотив не только сервиса, но и внедрения новых технологий управления и инновационных медицинских технологий. Здесь очень большое число примеров: «Ава Петер», ЛДЦ «МИБС», «Хеликс», ИНВИТРО, «Евромед Санкт-Петербург», Медицинский центр «XXI век» и многие другие. Качественная работа негосударственного сектора, в том числе и по программам ОМС, показывает, прежде всего, возможности оптимального использования ресурсов. Если в результате реализации проектов ГЧП и просто взаимодействия частного и государственного секторов общество получает медицинские услуги такого же или лучшего качества без снижения уровня доступности, при снижении финансовых затрат для государства, то такие проекты не только имеют право на жизнь, но и должны эффективно тиражироваться.

И здесь речь абсолютно не идет об отмене бесплатной медицинской помощи, чего опасаются некоторые участники экспертного сообщества, которые не вникают или специально не хотят вникать в современные механизмы регулирования экономики здравоохранения.

Так, например, структурная перестройка здравоохранения в большинстве европейских стран в 1990-х годах была обусловлена именно действием рыночных механизмов, где предпринимательская деятельность сыграла ведущую роль, стимулируя создание и внедрение новых медицинских технологий при одновременном повышении качества медицинских услуг. А опыт Великобритании, Швеции, Финляндии, Италии, а также некоторых стран Центральной Европы свидетельствует, что внедрение рыночных механизмов в государственную систему здравоохранения делает ее более эффективной и экономичной, заставляет ее живее откликаться на нужды больных и, следовательно, будет способствовать ее укреплению и сохранению воплощаемых ею социальных ценностей. При этом социальная защищенность населения не снижается.

– Каково в целом возможное будущее частного сектора здравоохранения в России?

– Очевидно, что будущее частного сектора здравоохранения в нашей стране связано с повышением его роли. Это объективный фактор. Так как после внедрения рыночных механизмов в экономике России и, в частности, в системе здравоохранения командно-административная модель «военного типа» объективно не может эффективно работать. Это связано не только с тем, что фармацевтический сектор не находится в собственности государства. Медицинская промышленность – аналогично (рыночное ценообразование). Это связано и с тем, что регулирование деятельности медицинских организаций и медицинских работников осуществляется на новых принципах, а модернизация системы здравоохранения так или иначе будет использовать лучшие мировые практики управления, где негосударственный сектор играет позитивную роль.

Беседу вела Дарья Пермяк